Рублем по спаму. Платная электронная почта никому не нужнаПредседатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин предложил бороться с мусором в e-mail-боксах путем введения платы за исходящие сообщения электронной почты. Платить за отправленные письма, по его словам, можно точно так же, как сейчас за товары и услуги в Интернете. Отраслевые эксперты считают эту идею утопической по крайней мере в ближайшие годы. К тому же, отмечают они, бороться со спамом за свои деньги потребители вовсе не обязаны. Как отметил «НИ» Дмитрий Янин, электронная почта выполняет те же функции, что и традиционная, однако за бумажные письма мы платим, а за оперативный и удобный e-mail – нет. Поэтому и получаем массу мусора, с которым можно бороться, введя систему «все исходящие – платно». «Рассылка в миллион адресов станет невыгодной, и от этого вида рекламы компании откажутся», – убежден председатель КонфОП. Он уверен, что выполнить эту задачу технически не так уж и сложно. «Для этого необходимо просто разработать программу для почтовых серверов», – уточняет г-н Янин. Главное же – смириться с мыслью, что этот сервис может стать платным. В конце концов, убежден он, получая чистую почту без спама, потребитель оценит комфорт и будет готов за него платить. Правда, оговаривается специалист, экономическая борьба с почтовым мусором будет эффективной лишь в том случае, если объединятся интернет-операторы всех стран. Надо сказать, что электронная почта не такая уж и бесплатная. Потребители оплачивают услуги провайдеров, то есть платят за трафик. Специалисты считают, что в случае введения платы за исходящие письма получится, что придется дважды оплачивать одни и те же услуги. Кроме того, в Рунете есть масса бесплатных почтовых сервисов. «Введение оплаты за электронную почту может привести к уничтожению самой идеологии подобного сервиса, – рассказала «НИ» руководитель группы спам-аналитиков «Лаборатории Касперского» Анна Власова. – В ящике конечного пользователя на серверах, защищенных спам-фильтрами, его и сейчас не так уж много. Современные программы фильтрации вполне справляются с этой работой». По словам эксперта, основной экономический груз по борьбе со спамом сейчас лежит на провайдерах, почтовых службах и владельцах корпоративных почтовых серверов. Именно они тратят мощности и средства на получение, обработку, хранение, фильтрацию «мусорной» почты. А конечные пользователи вовлечены в эти расходы только косвенно: ровно настолько, насколько им позволяет выбранный тариф. Введение же платы за почту – это непосредственное вовлечение пользователей в оплату расходов по борьбе со спамом, которое представляется специалисту необоснованным. «Это предложение на первый взгляд выглядит как исключительно прибыльное и привлекательное для ISP и прочих организаций, которые получат деньги. Возможно, для государства тоже, –- рассуждает Анна Власова. – Но его реализация повлечет за собой серьезные расходы. Прежде всего это реорганизация всей почтовой инфраструктуры. Понадобится система контроля за количеством отправленных сообщений, трекинг-сообщений, разработка и совершенствование электронных систем оплаты, службы поддержки для всех этих систем и многое другое. Разработка, ввод в эксплуатацию и поддержка таких систем может обойтись дорого. Скорее всего, эти расходы как раз и «съедят» доходы, полученные от оплаты сообщений». Впрочем, экономический «кнут» может оказаться попросту неэффективным. Пользователь ведь может вообще не знать, что его компьютер шлет спам. Делает он это под воздействием вирусов, а деньги за отправленные сообщения будут сниматься со счета хозяина «компа», а вовсе не бессовестного «отравителя» или спамера. Конечно, при таком раскладе почтовый мусор рискует перейти в разряд более серьезных правонарушений, чем сейчас, но от этого не легче. Словом, заключают специалисты, пока ни с организационной, ни с технической точки зрения условий для воплощения в жизнь идеи платной отправки e-mail нет.
|