На 1-м Съезде транзитной рекламы, прошедшем в Петербурге 1-2 июля, было проанализировано нынешнее состояние рынка рекламы на транспорте и обрисованы перспективы его развития. Председатель Комитета по транзитной рекламе при СЗО АКАР Кира Эпина отметила, что до сих пор нет обоснованного определения сути транзитной рекламы и ее особенностей. Сложности существуют и у креаторов, работающих в данной области, поскольку четких правил по созданию креатива для транзитной рекламы не существует.
Вместе с тем за последний год объем рынка рекламы на транспорте увеличился на 20% и сегодня занимает не менее 15% от общего рынка наружной рекламы. Прирост на петербургском рынке рекламы на транспорте в прошлом году составил $500 тыс., по расчетам специалистов, в этом году он может увеличиться на $320-420 тыс.
По мнению специалистов, при том, что пока наибольшим спросом по-прежнему пользуется телевизионная реклама, транзитная будет год от года набирать обороты. По словам выступающего директора по развитию бизнеса компании «3М» Хосе Луиса Маркеса, в США в последнее время телевизионная реклама теряет аудиторию, «так как люди все меньше времени проводят за просмотром телепередач», с другой стороны, телевизионные рекламные ролики становятся все более изощренными и дорогими. Такая тенденция вполне реальна и для России.
Крупные компании-рекламодателиотметили неожиданно сильный эффект от данного вида рекламы. Вице-президент компании РВВК Герман Климовский рассказал, что при выводе бренда «Флагман» большую часть бюджета компания распределила в Москве. Однако взлет был отмечен в Петербурге. «Флагман» еще в 1998 году разместил рекламу на транспорте. «За 2 месяца минимальных вложений мы зафиксировали 42% роста продаж!», - восклицает Герман Климовский. По его словам, во многом благодаря транзитной рекламе уже 6 лет в Петербурге удается удерживать лидерство в сегменте продаж винно-водочных изделий.
Одним из эффективных решений стало размещение рекламы «Флагмана» на речных прогулочных трамвайчиках. «Дошло до того, что люди говорили: «Покатаемся на «Флагмане?», при этом 40% потребителей нашей продукции до сих пор считают «Флагман» петербургской компанией», - говорит Климовский.
По его словам, в настоящее время компания использует новые методы воздействия на потенциальных потребителей с помощью транзитной рекламы. Так, в майской рекламной кампании реклама «Флагмана» была размещена на автобусах, курсирующих до крупных гипермаркетов, при этом в самих торговых точках параллельно проходил активный промоушн продукции. По словам Германа Климовского, продажи «Флагмана» в гипермаркете «Лента» в этот период выросли на 70%.
Об использовании транзитной рекламы компанией «МТС» рассказал и начальник отдела рекламы и маркетинговых коммуникаций Игорь Дмитриев. Он отметил, что реклама на маршрутных такси была выбрана по причинам большого охвата целевой аудитории и мобильности данного вида транспорта - данная характеристика удачно сочетается с предоставлением МТС именно мобильных услуг.
В своей рекламной кампании «МТС» использовала 315 маршруток, позднее стала размещать рекламу и на метеорах. В результате массированной рекламы – в том числе и транспортной – за первый год «МТС» подключило около 1 млн. петербургских абонентов. «Транзитная реклама была востребована не только как имиджевая, но и как «продуктовая» - когда мы выводили на рынок бренд «Джинс», который в итоге стал не брендом, а тарифным планом, мы также активно использовали рекламные возможности маршрутных такси», - говорит Игорь Дмитриев.
В настоящее время, несмотря на то, что данные бренды известны, компании не отказываются от транзитной рекламы, а лишь сокращают ее объемы. Например, «Флагман» сократил количество носителей на 30%.
На второй день работы Съезда представители Украины и российских регионов, занимающиеся рекламой на транспорте, рассказали о специфике работы в данном сегменте рекламного рынка.
Киевские транзитники поведали о некоем разрешительном документе - бумагу необходимо оформлять в украинском ГАИ на каждый автомобиль, на котором планируют разместить рекламу. При этом получение этого годичного разрешения стоит $60, что нередко в несколько раз превышает затраты на размещение рекламы на авто - реклама на корпоративном автомобиле в Киеве стоит порядка $20.
Основные транспортные средства, где размещается реклама на Украине, те же, что и в России – маршрутные такси, троллейбусы и автобусы. Однако есть и новые рекламоносители. Например, агентство «Украина-АРТ» совместно с банком «Гарант» установило жидкокристаллические мониторы в вагонах метрополитена. Сейчас их насчитывается по 28 в одном составе, всего этими рекламоносителями охвачено 47 составов киевского метрополитена.
Однако, по словам специалистов РА «Украина-АРТ», пока нововведение у рекламодателей популярностью не пользуется – в основном по причине отсутствия системы оценки эффективности их работы. К тому же цена на трансляцию рекламных роликов на таких экранах в 2-2,5 раза превышает стоимость рекламы, размещенной на традиционных рекламоносителях.
Специалист РА «Медиа Мир» (Краснодар), занимающегося транзитной рекламой на территории юга России, отметил, что основная проблема бизнеса в этом регионе – работа с частными лицами, которые являются владельцами транспортных средств. Под взрывы хохота и аплодисменты он рассказал о методах работы с частниками: например, о том, что за размещение рекламы на их авто РА выплачивает причитающуюся сумму частями. До этого при полной предоплате РА в год теряло порядка 40% рекламоносителей на колесах - с новой системой оплаты потери удалось сократить в 4 раза.
Другая проблема южных регионов – различные согласования (особенно в ГИБДД), которые каждая машина, на которой размещается реклама, должна проходить отдельно.
Отмечена еще одна тенденция: маршрутные такси сейчас все больше выпускают желтого цвета, однако рекламодатели по-прежнему отдают предпочтение машинам белого цвета – рекламная информация на них читается проще и воспринимается лучше. Выход из этой ситуации РА «Медиа Мир» также нашло: каждая маршрутка сейчас полностью оклеивается пленкой, меняя цвет на тот, который «продиктован» рекламодателем. И уже на этой обновленной машине размещается рекламная информация. Правда, есть и неудобства: при смене цвета каждое авто должно быть заново зарегистрировано в ГИБДД, такое решение обходится рекламодателем на 30% дороже – при годовых контрактах на размещение рекламы и на 50% - при полугодовых. По оценкам экспертов, пока этим новым веянием охвачено 20% краснодарского рынка, но по прогнозам может дойти до 40%. В период с октября 2004 года до настоящего времени такая технология была применена на 150 машинах.
В завершение конференции организаторы заявили, что Съезд продолжит свою работу в будущем году.
По материалам Adlife.spb.ru