В России могут запретить рекламу табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Соответствующий законопроект внес в Госдуму Андрей Ищук. Кроме полного запрета рекламы, член Совета Федерации предлагает увеличить предупреждающую надпись на сигаретных пачках с 4-х до 50% поверхности упаковки.
Эксперты считают, что запрет могут провоцировать крупные табачные компании, чтобы ограничить выход на рынок небольших производителей.
«Закон может повлиять только на перераспределение по брендам, но объем продаж не снизится ни у одного из игроков» Депутаты инициируют полный запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму во вторник членом Совета Федерации Андреем Ищуком.
Кроме запрета на рекламу, авторы законопроекта предлагают ужесточить требования к предупреждающим надписям о вреде курениях на пачках сигарет. По мнению депутатов, площадь надписи необходимо увеличить с 4% площади поверхности упаковки до 50%.
Авторы нового законопроекта ссылаются на данные Всемирной ассоциации здравоохранения, согласно которым в течение последних нескольких лет курение стало эпидемией.
ВОЗ посчитали, что заядлыми курильщиками сегодня можно назвать 50-60% российских мужчин. Среди некоторых категорий граждан эта цифра достигает 95%. В ВОЗ также отмечают, что в России курит почти каждая десятая женщина, а среди старшеклассников и студентов – 53% юношей и 28% девушек.
Объемы производства табачной продукции в России в прошлом году впервые превысили уровень в 400 млрд. штук и составили, по данным Росстата, 402,9 млрд. штук, что на 7% больше уровня 2004 года.
За последние три года (2003–2005 годы) доля сигарет с фильтром в суммарных объемах производства папирос и сигарет увеличилась на 8,7% за счет сокращения доли папирос на 0,4% и сигарет без фильтра на 8,3%.
Объемы производства табачных изделий десяти крупнейших табачных компаний России в 2005 году увеличились на 8% по сравнению с 2004 годом и составили более 360 млрд. штук. В 2005 году позиции иностранных производителей табачной продукции на российском рынке в очередной раз усилились, суммарная доля транснациональных компаний в общероссийских объемах производства папирос и сигарет увеличилась на 2% по сравнению с 2004 годом и составила 85,8%.
По данным таможенной статистики России в 2005 году внешнеторговый оборот табачной продукции увеличился на 25,9% и превысил 1 млрд. долларов. При этом российская табачная промышленность остается одной из наиболее инвестиционно-привлекательных отраслей – в 2005 году объем инвестиций составил 366 млн. долларов.
Руководитель отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев уверен, что запрет рекламы табака и табачных изделий никак не скажется на доходах производителей сигарет.
«Закон может повлиять только на перераспределение по брендам, но объем продаж не снизится ни у одного из игроков», - полагает Максим Королев.
Представители рекламного бизнеса уверены, что запрет рекламы табака вписывается в «нормальный эволюционный процесс». «Это прошли все развитые рынки, напоминает управляющий партнер рекламного агентства Altman&Solopov Дмитрий Солопов. - В запрете есть свои преимущества, так как курение действительно наносит вред здоровью».
Недостатков от запрета, по мнению Дмитрия Солопова, всего два. «Первый – сокращение доходов средств массовой информации, которые они получали от рекламы. Второй недостаток нелинейный, - пояснил Дмитрий Солопов газете ВЗГЛЯД. - Ограничения чаще всего инициируют крупные табачные компании. Будучи лидерами рынка, крупные компании таким образом закрывают шансы выхода на рынок мелким игрокам, ограничивая конкуренцию».
У участников рынка оперативный комментарий получить не удалось. // Екатерина Геращенко
Взгляд
|