Как стало известно Ъ, в Госдуму внесен законопроект, предлагающий разрешить использование мобильных билбордов — легковых грузовиков с рекламными щитами. По закону «О рекламе» полный запрет на этот вид рекламоносителей вступает в силу с 2007 года. Авторы законопроекта и участники рынка сомневаются, что отрасли удастся отстоять свои интересы.
В начале ноября депутаты Владимир Гришуков, Борис Пастухов, Борис Резник, Игорь Родионов и Андрей Савельев внесли в Госдуму законопроект, предлагающий поправить вторую часть 20-й статьи закона «О рекламе». Эта норма запрещает с января 2007 года использовать транспортные средства исключительно или преимущественно в качестве рекламных конструкций. Авторы законопроекта предлагают отменить запрет, разрешив использовать специальные рекламные автомобили, если они «сертифицированы в установленном порядке и зарегистрированы в органах безопасности движения». На прошлой неделе законопроект рассмотрел совет Думы: до 15 декабря назначенный ответственным за него комитет по экономполитике должен собрать все отзывы и замечания на предполагаемую поправку. Как рассказал Ъ депутат Андрей Савельев, инициатором законопроекта является Владимир Гришуков. «Я подписался под проектом, так как выступаю против любых неаргументированных запретов,- уточнил господин Савельев.- Вместо полного запрета логичнее прописать ограничения для данных рекламоносителей, если они создают какие-то неудобства».
Мобильные билборды появились в России в 2003 году. Сейчас в Москве, по оценке агентства «ЭСПАР-Аналитик», работает более десять компаний, владеющих более ста рекламомобилями. По данным Ассоциации мобильной рекламы (АМР), в 19 городах России такими рекламоносителями управляют 57 компаний. «ЭСПАР-Аналитик» оценил оборот этого сегмента в 2005 году в $5—6 млн (более 7% от всего рынка наружной рекламы). Инициатива депутатов стала неожиданностью для Ассоциации мобильной рекламы, объединяющей владельцев мобильных билбордов. «Нам об этом законопроекте ничего не известно, он мог быть инициирован региональным игроками рынка мобильной рекламы»,- уверяют в АМР. Ее пресс-секретарь Александра Михайлова сообщила, что АМР вместе с депутатом от фракции ЛДПР Андреем Головатюком подготовила свой вариант поправок к закону «О рекламе». Как рассказал Ъ господин Головатюк, законопроект, отменяющий запрет на использование мобильных билбордов, дающий определение мобильной рекламы и определяющий требования к ней, он планирует внести в Госдуму на этой неделе.
Участники рынка не надеются, что Госдума успеет рассмотреть какой-либо из законопроектов до вступления в силу запрета на мобильную рекламу. Так, Андрей Савельев признает, что его законопроект является рядовым и «вряд ли будет рассматриваться в первоочередном порядке». «Шансы на отмену запрета минимальны»,- соглашается гендиректор компании «Автоафиша» Шамиль Асманов. По его словам, одни владельцы мобильных билбордов уже продали свои машины, другие после нового года хотят переделать автомобили в обычные грузовики, заняться перевозками и при этом размещать на бортах рекламу.
Опасения авторов поправок разделяют и авторы закона «О рекламе». «Поправки обречены,- считает зампред комитета по экономполитике Владимир Мединский.- Запрет изначально исходил от правительства и был поддержан фракцией 'Единая Россия'". Он отмечает, что мобильные билборды — «самый асоциальный рекламоноситель": их владельцы не платят положенные операторам наружной рекламы налоги, зачастую активно рекламируют алкоголь, создают пробки на дорогах. Владельцы рекламомобилей уверяют, что платят все причитающиеся налоги и давно не нарушают рекламное законодательство. «Мы хотим работать в правовом поле и просим причислить нас к операторам наружной рекламы»,- говорит Шамиль Асманов.
Сергей Соболев.
Источник: «Коммерсантъ".