Брэндмобили, запрещенные новым ФЗ "О рекламе", переориентировались на «политику и социалку». Они превратились из мобильных конструкций в стационарные, но на улицах остались.
C 1 января 2007 года на улицах Санкт-Петербурга не должно было остаться ни одного брэндмобиля, однако использованные законодателями формулировки позволили участникам рынка трактовать закон «О рекламе» творчески.
Действие ФЗ «О рекламе» не распространяется на предвыборную агитацию или политическую рекламу. По-видимому, брэндмобили, несущие рекламу политических партий, не занимают парковочных мест и движению транспорта не препятствуют. К примеру, в Адмиралтейском избирательном округе партия «Единая Россия» использует для продвижения своего кандидата именно эти – запрещенные рекламные конструкции. Один брэндмобиль с призывом «Голосуйте за наш Адмиралтейский район! Ваш кандидат от «Единой России»...» поставлен на Сенной площади в створе Московского проспекта, второй – на не менее оживленном перекрестке неподалеку от Театральной площади. Причем обе машины совершенно не интересуют сотрудников ГИБДД.
Еще одна возможность использования брэндмобилей – поставить их «на прикол». Формулировка «использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций» вполне позволяет использовать брэндмобили в качестве рекламной конструкции стационарной.
Как сообщила еженедельнику «Аргументы и факты» Наталья Плошкина, начальник отдела контроля и надзора за соблюдением законодательства о рекламе УФАС по СПб и Ленобласти, пока нет ни одного дела о нарушении рекламного законодательства в отношении мобильных щитов. «Будет очень сложно доказать в суде, что этот щит на машине не стационарен. Обратите внимание на формулировку в законе: «передвижные рекламные конструкции». Нам нужно будет собрать весомые доказательства, что «брэндмобиль» именно ехал, поскольку стоящая машина с рекламой не входит в число правонарушений, которыми занимается ФАС», - пояснила она. Таким образом, припаркованный брэндмобиль закона «О рекламе» не нарушает и может подпадать только под юрисдикцию ГИБДД.
В пресс-службе ГИБДД по СПб и Ленинградской области ответили, что за последние 1,5 месяца ни одного случая эвакуации «брэндмобилей» в нашем городе не было, поскольку в машинах всегда сидели водители, оперативно реагирующие на замечание, пишет «АиФ». Иногда инспекторы ДПС выписывают «брэндмобилистам» штраф в размере 50 рублей за неправильную парковку или стоянку. Но те, как законопослушные граждане, штрафы платят и тут же переезжают на другое место.
Единственная мера, которую необходимо предпринять владельцам брэндмобилей, это перерегистрировать своё транспортное средство. Если владелец перерегистрировал паспорт автомобиля, то в нем уже напишут не «мобильный рекламный щит», а, например, «грузоперевозчик». И будет невозможно доказать, что водитель перевозит рекламу, а не продукты питания, которые лежат у него в кабине.
Как разъяснил Вадим Матвиенко, старший инспектор Управления ГИБДД по СПб и Ленобласти, «обычно все документы у водителей в порядке, включая регистрацию транспорта и техосмотр. Более того, на станцию диагностики они приезжают без рекламных конструкций на машинах, и нет никакого повода отказать им в новом техпаспорте». Да и вообще, функция соблюдать ФЗ "О рекламе" за ГИБДД не закреплена, у них есть другие руководства к действию: Правила дорожного движения и Кодекс об административных правонарушениях, которые владельцы брэндмобилей стараются не нарушать.
Теоретически вопрос брэндмоблей должен заинтересовать ГЦРР, поскольку владельцы передвижных рекламных конструкций вполне откровенно толкуют их как возможность обойти запреты на наружную рекламу. На ряде сайтов, посвященных мобильной рекламе в Петербурге, размещена услуга: «Рекламный автомобиль остановится и будет стоять в точно указанных Вами местах. Юридические вопросы и договоренности с властями города мы берем на себя». А на сайте компании «Рекламобиль» еще и добавляют: «Мобильный биллборд остался единственным рекламоносителем подобного формата на Невском проспекте, где запрещены щиты 3×6 и перетяжки». Однако пока ГЦРР брэндмобилями не интересуется.
По данным «АиФ», за два года «брэндмобильный» бизнес в Петербурге развился настолько, что в 2006 году уже пять компаний с автопарком 50-60 машин в совокупности зарабатывали $3 млн. в год. Основные рекламодатели - сети магазинов, сотовики и салоны связи - стояли в очередь, чтобы заплатить $20–30 тысяч в месяц за «пакет» из 10 машин. Затраты на производство «брэндмобиля» ($12–13 тыс.) окупались, по оценкам участников рынка, за 4–6 месяцев. По оценке рекламодателей, одна машина служила хорошей альтернативой 30–50 статичным щитам наружной рекламы.
Adlife.spb.ru