Как стало известно Ъ, прокуратура Москвы и столичная ГИБДД провели выборочную проверку 40 рекламных конструкций. Половина из них – 19 щитов – признаны не соответствующими ГОСТу по наружной рекламе. Операторы рынка сейчас перезаключают договоры аренды рекламных мест, и требование привести конструкции в соответствие ГОСТу грозит им потерей значительной части рекламоносителей: этому документу не соответствует около 80% щитов.
Прокуратура Москвы совместно со столичной ГИБДД выявила два десятка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям ГОСТ Р42044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений", рассказал Ъ председатель комитета рекламы правительства Москвы Владимир Макаров. По его словам, ведомства попросили комитет устранить нарушения. Речь идет о 19 конструкциях, принадлежащих ряду операторов столичного рынка наружной рекламы – "Гэллери", "Вестдиа-медиа", "Вера & Олимп", "Никэ", "Реклама-Сервис", "Террапроект", БНР. Большинство щитов – формата 3х6 м. По данным Ъ, всего в ходе проверки были исследованы 40 рекламных объектов, установленных на улицах в центре Москвы.
Требования ГОСТа настолько жесткие, что устранить нарушения в большинстве случаев можно только снеся конструкцию, признают эксперты. Например, по одной из норм ГОСТа рекламоноситель можно размещать не ближе 5 м от края дороги. Участники рынка не раз заявляли, что, если выполнять все требования ГОСТа, им пришлось бы снести от 70 до 90% рекламных конструкций. Последняя оценка сегодня более актуальна: согласно постановлению, вынесенному арбитражным судом Москвы в конце 2006 года, ГОСТ, который до этого не применялся в полном объеме, обязателен к исполнению, причем в наиболее жесткой первоначальной редакции 2003 года. Такое постановление было вынесено по иску ООО "АПР-Сити/ТВД" (аффилировано с крупнейшим оператором рынка компанией News Outdoor Russia, NOR) к Минпромэнерго об отмене ГОСТа.
Говоря об устранении нарушений, Владимир Макаров ссылается именно на это судебное решение. "У нас есть судебное решение по иску 'АПР-Сити/ТВД' к Минпромэнерго, из которого вытекает, что ГОСТ обязателен к исполнению,– говорит он.– Следует ожидать дальнейших проверок на предмет выполнения участниками рынка требований этого документа. Те конструкции, которые ГИБДД в итоге откажется согласовывать, мы можем незамедлительно демонтировать". В пресс-службе Московской прокуратуры, а также в управлении информации и пропаганды ГИБДД ГУВД Москвы от комментариев отказались.
Для операторов такие проверки могут уже в самое ближайшее время обернуться потерей значительной части носителей. Сейчас все компании перезаключают пятилетние договоры аренды мест под рекламоносители – они истекли у подавляющего большинства операторов. Для того чтобы городские власти подписали с компанией такой договор, ей нужно согласовать все рекламные места, на которые она претендует, в ряде ведомств, в том числе в ГИБДД. По данным агентства "ЭСПАР-Аналитик", сегодня в Москве насчитывается около 25 тыс. рекламоносителей разных форматов. При этом на столицу приходится примерно половина всего рынка наружной рекламы в России, чей объем в 2006 году составил $1,1 млрд.
Участники рынка называют разные причины проверки, проведенной ГИБДД и прокуратурой. "Проблема согласований мест в ГИБДД всегда была одной из самых сложных, а проигрыш News ее усугубил",– считает гендиректор компании "Вершина" Александр Хайлис. По его словам, уже два-три месяца ГИБДД предъявляет повышенные требования к согласованию. Генеральный управляющий компании "BigBoard Россия" Руслан Желудик, однако, уверен, что отрасль попала под горячую руку: "Первая часть договоров, которые мы отправили в ГИБДД, была согласована. Но полтора месяца назад прокуратура Москвы начала масштабную проверку деятельности столичной ГИБДД, и вот теперь от нас требуют соблюдать нормы ГОСТа в полном объеме, что в целом ряде случаев означает отказаться от конструкций".