Российская культура потребления не перестает удивлять маркетологов. Последние исследования дают противоречивые результаты: большинство воспринимает материальное неблагополучие спокойно, «благополучие» понимает своеобразно и любит частную собственность, хотя олигархов считает «ворюгами» и ратует за «восстановление справедливости».
На днях Институт комплексных социальных исследований РАН представил доклад об отношении россиян к собственности, тратам и общими тенденциями потребления. Руководителей проекта удивило, что результаты показали любовь россиянина к собственности, и им пришлось констатировать уход в прошлое «образа российского бессребреника».
Исследовали отметили прямую зависимость положительного отношения к институту частной собственности от количества приобретений за последнее время. У тех респондентов, кто за последние семь лет приобрел хотя бы два предмета длительного пользования (холодильник, телевизор, стиральную машину), отношение к частной собственности «улучшалось». Между тем, даже среди самых нищих слоев населения преобладают сторонники частной собственности. Однако те и другие сходятся в поддержке пересмотра итогов «нелигитимной» приватизации.
Качественные показатели потребления также удивили экспертов. Каждый второй россиянин, при увеличении дохода, готов тратиться на одежду, квартиру и мебель, максимум – автомобиль и земельный участок. В случае «миллиона с неба» такой же процент растратит его на «жизнь в свое удовольствие». Ожидания исследований по поводу приоритетности получения образования, профессии, оздоровления не оправдались.
Хотя комментарии по этому поводу звучат мрачно, статистика говорит об обратном: к примеру, лишь 24% граждан, живущих вообще без коммунальных удобств, считают свои жилищные условия плохими.
Эта не радующая глаз статистика, однако, обрадует специалистов в области коммуникации. Потребительская психология, выросшая из перманентного советского дефицита, легендарного русского «размаха», легкой возбудимости на идее борьбы со «злом» - будь то олигархи или гастарбайтеры – и при этом крайне низкий уровень доходов становятся «тарелочкой с голубой каемочкой», на которой исследователи преподносят россиян производителям потребительских товаров.
http://www.pronline.ru