Минэкономразвития не удается добиться существенных успехов в отмене обязательного применения в малом бизнесе контрольно-кассовых аппаратов. Поддержка законопроекта МЭРТа со стороны министерств и премьер-министра оказалась формальной, и сейчас против проекта министерства объединились Минфин, ФНС, ФСБ, МВД и Роспром. Пока главу МЭРТа Германа Грефа поддерживает в этом вопросе только ЦБ.
Как стало известно Ъ из источника в Минфине, на этой неделе комиссия по законотворческой деятельности правительства может повторно рассмотреть разработанный МЭРТом законопроект об отмене обязательного применения кассовых аппаратов для малого бизнеса. МЭРТу не удается провести через правительство проект уже более года. 5 июня 2007 года на заседании совета по конкурентоспособности Герман Греф потребовал от премьера Михаила Фрадкова "политического вмешательства" и добился поручения рассмотреть законопроект в двухдневный срок. Однако оказалось, что эти сроки соблюсти не удалось – в прошедшую пятницу комиссия под председательством вице-премьера Александра Жукова отказалась рассматривать документ, который в случае превращения его в закон отменит применение в России 1,8 млн кассовых аппаратов (данные ФНС).
Официальная причина отказа комиссии рассматривать документ – "нарушение регламента": МЭРТу не удалось согласовать текст с другими ведомствами. По словам источника Ъ в правительстве, возражений к проекту нет только у Центрального банка: единственная виза на проекте поставлена первым зампредом ЦБ Геннадием Меликьяном. Минфин, ФНС, ФСБ, МВД и Роспром выступают против законопроекта.
Письменные возражения и замечания к проекту передал в Белый дом лишь заместитель главы Минфина Сергей Шаталов. В них утверждается, что законопроект МЭРТа нарушит права потребителей и "приведет к спорам по привлечению к административной ответственности за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин". В качестве компромисса предложен отказ от кассовых аппаратов "исключительно при осуществлении бытовых услуг".
Впрочем, как рассказывают источники Ъ в правительстве, у других ведомств перечень претензий длиннее, хотя формально они своего заключения на текст проекта еще не дали. Так, и Минфин, и ФНС опасаются потери контроля за уплатой единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Оборот розничной торговли (в ней сосредоточено большинство плательщиков этого налога) составляет около 8 трлн руб. Те же ведомства опасаются того, что МЭРТ создает "лазейку", которая позволит владельцам крупных торговых сетей минимизировать налоги, разделив торговые площади на отделы–плательщики ЕНВД по 150 кв. м (максимально разрешенная величина торговой площади для перехода на упрощенное налогообложение).
В Роспроме, в свою очередь, беспокоятся о производителях кассовых аппаратов. По данным ведомства, многие оборонные предприятия переориентировались на выпуск этой техники и после отмены ее обязательного использования малым бизнесом они потеряют до 60% своего рынка. Бюджет же, по оценкам ведомства, лишится налогов на 4,5 млрд руб. в год. Наконец, МВД, ФСБ и ФНС принципиально против отмены кассовых аппаратов – там считают невозможным без них контролировать наличный оборот в розничной торговле.
Возражения эти были известны и ранее, впрочем, после заседания 5 июня считалось, что политическое решение об отмене кассовых аппаратов уже принято. "Я не знаю, кому и во что верить. На совете по конкурентоспособности все однозначно выступили за отмену аппаратов и все без исключения проголосовали за. Кто может быть против – я не знаю",– заявил Ъ президент "Опоры России" Сергей Борисов. В правительстве тем временем не исключают, что и на следующей комиссии по законотворческой деятельности проект может быть отвергнут по формальным признакам.
Главный научный сотрудник Межведомственного аналитического центра Борис Кузнецов полагает, впрочем, что возможность "политического" решения вопроса есть, поскольку "цена вопроса не так высока". Он, впрочем, полагает, что "отменить кассовые аппараты было бы целесообразнее для определенных типов малого бизнеса – все же их наличие пока дает возможность власти пусть и формально, но отследить, что же все-таки происходит в малом бизнесе, который не менее чем на 40% находится в тени".
Ъ
|